Су-25 (изделие «Т-8», по кодификации НАТО: Frogfoot — «Лягушачья лапка») — советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Во время испытаний в ДРА в ВВС СССР получил прозвище «Грач». “Конек-горбунок” – это прозвище Су-25 успел получить от министра авиапромышленности П. В. Дементьева

Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П. О. Сухого в середине 70-х годов. Главным конструктором в группе создателей Су-25 являлся бывший командир танкаТ-34, один из самых блестящих авиаконструкторов XX века, Олег Сергеевич Самойлович.

В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25.

Спасение пилота при критическом поражении самолёта обеспечивается катапультным креслом К-36Л, обеспечивающем спасение пилота на всех режимах, скоростях и высотах полёта. Перед катапультированием фонарь кабины сбрасывается.

Су-25 оснащается мощным комплексом вооружения — авиапушкамиавиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля»управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений

В 1981 году эскадрилья Су-25 в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.

В горных теснинах особенно пригодилась высокая маневренность Су-25. Перекрестный огонь с высот превращал межгорья в ловушку для вошедших в них солдат, не всегда удавалось подтянуть артиллерию и танки, и на помощь приходили штурмовики. В узкие каменные мешки, куда не рисковали снижаться другие самолеты, нырял Су-25, заходя на цель вдоль ущелья или, если позволяла ширина, скатываясь вниз вдоль одного склона и буквально выползая из атаки по другому. В Черных Горах северо-западнее Кандагара одному из летчиков 200-й ОШДЭ в октябре 1981 г. удалось подавить огневую точку, спрятанную в скалах в конце длинного извилистого ущелья. Попытки бомбить ее сверху успеха не принесли, и Су-25пришлось войти в темный провал, лавируя, пронестись по нему и, нанеся точный удар, крутым боевым разворотом выбраться наружу.

Уважение летчиков заслужили продуманная защита систем, основных агрегатов и самой кабины Су-25. Ее титановый бронекороб и лобовое бронестекло не могли пробить пули стрелкового оружия и ДШК, и на бортах Су-25 встречались следы размазанных пуль. Штурмовики хорошо держали удар – летчик А. Лавренко, получив над Панджшером зенитный снаряд в хвостовую часть, прилетел с почти полностью перебитой тягой управления, от которой оставалось менее 1,5 мм металла. Сумел дотянуть до аэродрома и майор Г.Гарус, у которого пули ДШК навылет пробили двигатель и полностью вывели из строя гидросистему.

Однако, мощные сотрясения во время боя, то и дело приводили к отказам радиоэлектроники, выбивая блоки из сети.  О и большие трудозатраты на снаряжение Су-25 вооружением. Перезарядка 250 патронов к пушке занимала 40 минут у двух оружейников и была очень неудобна: им приходилось при работе стоять на коленях, продергивая массивную ленту в отсеке над головой.

Прозвище “Грач”, первоначально служившее радиопозывным штурмовиков в “Операции “Ромб”, Су-25 полностью оправдывал своим умением отыскивать и “выклевывать” добычу, наподобие этой трудолюбивой птицы.

Падзяліцца навіной: